Get Adobe Flash player

Психологические аспекты соционических типов рус

Психологические аспекты соционических типов

1. Разница между психологической составляющей и информационным метаболизмом.

2. Представление о себе или «образ я» различных психологических типов людей

3. Отождествление с «образом себя» - причина психических страданий.

Стаття українською тут >>>

1. Разница между психологической составляющей и информационным метаболизмом.

Чтобы проиллюстрировать разницу между соционической функцией и ее психологической составляющей возьмем для примера двух людей одинакового соционического типа с одинаковым подтипом (и одинаковой акцентуацией): человека А и человека Б. При этом человек А - гармоничный, социализированный и счастливый, а человек Б - асоциальный, дисгармонийный и несчастный. Соционика не обнаруживает разницы между этими людьми, ведь у них одинаковый тип информационного метаболизма, одинаковый способ восприятия и передачи информации и одинаково расположены функции. Психология же обращает внимание на разницу между психикой этих двух людей, изучает механизмы развития невроза у человека Б и предлагает ему методы работы над собой для улучшения его социальных компетенций, увеличение гармоничности и повышения эффективности. В этой статье мы расскажем о психологических механизмах, от которых зависит гармоничность или дисгармоничность, счастливость или несчастливость человека в пределах своего соционического типа. Об этом писал Карл Юнг, описывая механизм возникновения невроза у каждого психотипа. Вот, например, что пишет Карл Юнг про экстравертный чувственный тип (ЭСЭ и ЭИЭ) в своей книге «Психологические типы» (Psychological Types):

«Мы уже видели выше, что экстравертный чувственный тип больше всего угнетает свое мышление, потому что мышление скорее всего способно мешать чувству. .... Однако мышление допускается как слуга чувства или, точнее говоря, как его раб. ... Но так как логика все же присутствует и выводы бесспорно бывают правильные, то где-то все-таки они происходят, но только вне сознания, а именно - в бессознательном. Поэтому бессознательное содержание этого типа является прежде всего своеобразным мышлением. Это мышление инфантильное, архаичное и отрицательное. Пока личность не поглощается отдельными состояниями чувств, бессознательное мышление остается компенсирующим. Но когда личность диссоциируется и распадается на отдельные состояния чувств, которые противоречат друг другу, тогда тождество эго теряется, субъект становится бессознательным. Но, попадая в бессознательное, субъект ассоциирует себя с бессознательным мышлением и этим помогает, при случае, бессознательному мышлению осознать себя. Чем сильнее сознательное, окрашенное чувством отношение и чем больше оно благодаря этому отделяет чувство от эго, тем сильнее становится оппозиция. Это выражается в том, что именно вокруг выше всего оцененных объектов скапливаются бессознательные мысли, которые беспощадно срывают ценность этих объектов. ... Поэтому у женщин такого типа бывают моменты, когда плохие мысли прикрепляются именно к тем объектам, которые их чувство наиболее ценит. ... Главная форма невроза, свойственная этому типу, это истерия с характерным для нее инфантильно-сексуальным миром бессознательных представлений. »

При создании соционики на основе трудов Карла Юнга, психологические аспекты типа были откинуты для простоты понимания работы психических функций. Однако, если человек хочет развиваться, меняться, становиться более гармоничным, для него будет мало знать свой тип информационного метаболизма и иметь объяснение, что несовместимые психотипы родителей сделали его таким, каким он есть сейчас, такому человеку для развития нужно будет вернуться к пониманию психологических аспектов своего соционического типа.

2. Представление о себе или «образ я» разных психологических типов людей

Карл Юнг, на основе работ которого создавалась соционика, выделил четыре базовые функции психики: Чувство или эмоции (Feeling), Ощущение сенсорное (Sensation), Мышление (Thinking), Интуиция (Intuition). Каждая психическая функция в свою очередь имеет экстравертную или интровертную установку, что составляет 8 психотипов Юнга:
Интровертное чувство (в соционике – этика отношений: ЭИИ и ЭСИ)   
Экстравертное чувство (в соционике – этика эмоций: ЭСЭ и ЭИЭ)
Интровертное ощущение (сенсорика ощущений: СЭИ и СЛИ)    
Экстравертное ощущение (волевая сенсорика: СЛЭ и СЭЭ)
Интровертное мышление (логика структуры: ЛИИ и ЛСИ)     
Экстравертное мышление (логика дела: ЛИЭ и ЛСЭ)
Интровертная интуиция (интуиция времени: ИЭИ и ИЛИ)  
Экстравертная интуиция (интуиция возможностей: ИЛЭ и ИЭЭ).

Карл Юнг и другие психологи, занимавшиеся и занимающиеся изучением психологических типов утверждают, что главная психическая функция определяет не только тип информационного метаболизма и восприятия и передачи информации, но гораздо больше: главная психическая функция определяет мировоззрение, глубинную мотивацию, жизненную стратегию, самое сильное желание и самый большой страх каждого типа.

Карл Юнг писал: «Сознательная установка (или главная психическая функция) по своей природе всегда является мировоззрением (Weltanschauung), если это не религия в открытом виде. Это как раз то, что делает проблему типологии столь важной. Недоразумения между типами – это не просто внешний конфликт между людьми, это также источник бесконечных внутренних конфликтов, причина не только внешних споров и неприязни, но и нервных болезней и психического страдания. »(1)

Говоря языком эннеаграммы, на которой основывается данная статья (Корреляция между соционикой и эннеаграммой тут >>>), каждому психотипу присущ определенный «образ я», то есть каждый тип имеет определенное базовое представление о себе, от которого зависит мировоззрение и поведение этого типа. Представление о себе или «образ я» базируется на главной психической функции каждого типа.

Например, * тип с интровертным чувством (ЭИИ, ЭСИ) имеет представление о себе как о «том, кто на пути самосовершенствования, на пути к нравственному идеалу». Он гордится тем, что он честный и трудолюбивый. При высокой степени психологической зрелости такой человек является гармоничным и целостным, он несет в мир высокие нравственные стандарты, становится для окружающих примером ответственности, самодисциплины и преданности долгу.

* Тип с экстравертным чувством (ЭИЭ, ЭСЭ) представляет себя «любящим и нужным окружающим». Он гордится тем, что он помогает другим. При высокой степени психологической зрелости такой человек является гармоничным и способным чувствовать безусловную любовь к себе и другим, он хорошо чувствует нужды окружающих, поддерживает людей и помогает им.

* Тип с интровертным ощущением (СЛИ, СЭИ) имеет представление о себе как о «том, кто создает вокруг себя психологическую и физическую гармонию». Он гордится тем, что он спокоен и имеет легкий характер. При высокой степени психологической зрелости такой человек является гармоничным и искренним, он создает доброжелательную атмосферу вокруг себя, успокаивая других и уравновешивая конфликты, а также умеет создавать комфорт гармоничным сочетанием форм, цветов, звуков, вкусов и др.

* Тип с экстравертным ощущением(СЭЭ, СЛЭ) представляет себя «сильным и независимым». Он гордится тем, что он сильный и справедливый. При высокой степени психологической зрелости такой человек является гармоничным и великодушным, он сильный, решительный и ориентирован на действие, защищает других людей и заботится о них материально, а также помогает другим раскрыть их силу.

Об «образе я» остальных психотипов мы расскажем в следующей статье.

Итак, каждый тип имеет определенное базовое представление о себе, определенный «образ я», который определяет глубинную мотивацию и поведение человека. Каждую соционическую функцию можно воспринимать как дар, который человек несет в мир. Но при неправильном пользовании этим даром, он становится источником психических страданий человека.

3. Отождествление с «образом себя» – причина психических страданий.

С точки зрения духовной психологии, причиной всех наших психических страданий и неврозов является чувство собственной важности. Чем больше у человека чувство собственной важности, тем больше у него чувство неполноценности, невротичности, психических страданий и душевной боли. Чувство неполноценности растет вместе с чувством собственной важности, это две стороны одной медали.

Причина страданий для всех одна, но у каждого психотипа невроз проявляется по-своему, в зависимости от его главной психической (соционической) функции. Психологические проблемы у человека начинаются тогда, когда она отождествляется со своей главной психической функцией.

Карл Юнг считал, что человек отождествляется со своей главной психической функцией: «Очень часто, почти регулярно, человек более или менее полностью отождествляет себя с функцией, которая поставлена в наиболее благоприятные условия и поэтому особенно развита. Так складываются психологические типы». (2)

С психологической точки зрения отождествление себя со своей главной психической функцией означает отождествление с представлением о себе, с «образом я», основанном на главной психической функции каждого типа. Например, типы с интровертным чувством (ЭИИ, ЭСИ) отождествляют себя с образом того, кто «на пути к нравственному идеалу» и чувствуют себя очень важными благодаря этому; типы с экстравертным чувством (ЭИЭ, ЭСЭ) отождествляют себя с образом «любящих и нужных другим» и чувствуют себя очень важными благодаря этому представлению о себе; типы с интровертным ощущением (СЛИ, СЭИ) отождествляют себя с образом того, кто «создает гармонию вокруг себя» и чувствуют себя очень важными благодаря этому; а типы с экстравертным ощущением (СЭЭ, СЛЭ) отождествляют себя с образом «сильного» и чувствуют себя очень важными благодаря этому представлению.

Обычно человек нормально воспринимает дуальности в окружающем мире: черное - белое, горячее - холодное, женское - мужское, правое - левое, движение - покой и тому подобное. Однако очень часто человек неправильно относится к дуальностям внутри себя, к дуальностям психических явлений. В каждом психическом явлении заложена пара противоположностей, и когда человек принимает одну сторону явления и отвергает другую – это приводит к внутренним конфликтам и психическим страданиям. Именно по такому принципу происходит отождествление разных психотипов с их «образом себя».

Для типа с интровертным чувством(ЭИИ, ЭСИ) важным является совершенство и соблюдение нравственных идеалов. Однако понятие совершенство включает в себя противоположность – несовершенство, а понятие нравственность включает в себя безнравственность. Человек данного типа с высокой степенью психологической зрелости осознает эти пары противоположностей и принимает в себе как нравственность, так и безнравственность, как совершенство, так и несовершенство. Однако, при меньшей психологической зрелости человек прилипает к одной составляющей образа и вытесняет другую, «плохую» составляющую. Чем больше тип с интровертным чувством (ЭИИ, ЭСИ) стремится быть совершенным и нравственным, тем больше он боится быть несовершенным и аморальным. Чем больше такой тип  отождествляется с «образом себя» как того, кто движется к нравственному идеалу, тем больший гнев он испытывает при любом намеке на свою безнравственность или несовершенство. При средней степени психологической зрелости тип с интровертным чувством (ЭИИ, ЭСИ) сердится на самого себя и осуждает себя за свое несовершенство. Ему начинает казаться, что его любят именно за его нравственность и правильность. И чтобы его любили, ему надо все время подтверждать свою правильность и совершенство. При еще меньшей психологической зрелости такой тип направляет свое осуждение и гнев вовне на окружающих, он критикует других, пытаясь исправить в них то, чего не признает в себе.

● Для типа с экстравертным чувством (ЭИЭ, ЭСЭ) очень важным является понятие любви и помощи окружающим. Однако понятие любовь включает в себя также противоположность – равнодушие, а понятие помощи другим включает также принятие помощи от других. Человек данного типа с высокой степенью психологической зрелости осознает эти пары противоположностей и принимает в себе как любовь так и безразличие, как помощь другим так и потребность в помощи от других. Однако, при меньшей психологической зрелости человек прилипает к одной составляющей образа и вытесняет другую, «плохую» составляющую. Чем больше тип с экстравертным чувством (ЭИЭ, ЭСЭ) стремится быть любящим и помогающим, тем больше он боится быть равнодушным и нуждающимся в помощи. Чем больше такой тип отождествляется с «образом себя» как «любящего и помогающего», тем сильнее чувство неполноценности он испытывает при любом намеке на свое равнодушие к людям и потребность получать что-либо от других. При средней степени психологической зрелости тип с экстравертным чувством (ЭИЭ, ЭСЭ) пытается нравиться другим и быть нужным, чтобы получить положительную оценку окружающих для поддержки своей самооценки и своего образа любящего и помогающего. Ему начинает казаться, что его любят именно за его доброту и великодушие. И чтобы его любили, ему надо все время доказывать это, помогая другим. При этом у него растет гордыня от ложного ощущения того, что он всем помогает, а сам ни в чем не нуждается. При еще меньшей психологической зрелости такой тип требует особого отношения к себе и упрекает других в том, что они не оценили его доброты и помощи. 

Для типа с интровертным ощущением(СЛИ, СЭИ) очень важно чувство гармонии. Однако понятие гармония включает в себя также противоположность – дисгармонию. Человек данного типа с высокой степенью психологической зрелости осознает эти пары противоположностей и принимает в себе как гармоничность, так и дисгармоничность. Однако, при меньшей психологической зрелости человек прилипает к одной составляющей образа и вытесняет другую, «плохую» составляющую. Чем больше тип с интровертным ощущением (СЛИ, СЭИ) стремится быть гармоничным, тем больше он боится ощущение дисгармонии, дискомфорта, конфликта, разобщенности с другими. Чем больше такой тип отождествляется с «образом себя» как того, кто создает гармонию, тем больше он избегает всякого намека на свою дисгармоничность. При средней степени психологической зрелости тип с интровертным ощущением (СЛИ, СЭИ) игнорирует внутренние конфликты и дисгармоничные состояния, закрывается от самого себя, чтобы не чувствовать их, что приводит к внутреннему очерствению и уменьшению осознания себя. Ему начинает казаться, что его любят именно за его легкий неконфликтный характер. И чтобы его любили, ему надо все время подтверждать это, будучи во всех ситуациях гармоничным и мирным. При еще меньшей психологической зрелости такой тип, чтобы не чувствовать внутреннего дискомфорта и дисгармонии, отрекается от самого себя аж до самозабвения, проявляет полное безразличие к себе, при этом механистически подстраивается под окружающих, растворяясь в них. Чем сильнее он вытесняет ощущение внутренней дисгармонии и внутренних конфликтов, тем сильнее пытается создать внешнюю гармонию, избегать конфликтов с людьми и задабривать окружающих.

Для типа с экстравертным ощущением(СЭЭ, СЛЭ) очень важным является понятие силы и независимости. Однако понятие сила включает в себя также противоположность – слабость, а независимость включает также зависимость от других. Человек данного типа с высокой степенью психологической зрелости осознает эти пары противоположностей и принимает в себе как силу так и слабость, как независимость от других так и зависимость от других. Однако, при меньшей психологической зрелости человек прилипает к одной составляющей образа и вытесняет другую, «плохую» составляющую. Чем больше тип с экстравертным ощущением (СЛЭ, СЭЭ) стремится быть сильным и обладать всем, тем больше он боится быть слабым и ничем не владеть, никого и ничего не контролировать. Чем больше такой тип  отождествляется с «образом себя» как «сильного и независимого», тем более сильное чувство неполноценности он испытывает при любом намеке на свою слабость и зависимость от других. При средней степени психологической зрелости тип с экстравертным ощущением (СЛЭ, СЭЭ) пытается доказать себе и окружающим, что он сильный и все контролирует, чтобы получить уважение окружающих для поддержания своей самооценки и своего образа сильного и независимого. Он избегает малейшего проявления своей слабости при людях. Ему начинает казаться, что его любят именно за его силу и независимость. И чтобы его любили, ему надо все время подтверждать это, доказывая всем, что он сильный и все контролирует. При этом у него растет похоть и алчность от ложного ощущения того, что он может обладать всем и всеми. При еще меньшей психологической зрелости и нежелании чувствовать свою слабость, у такого типа растет гнев, который не сдерживается, а проявляется вовне в виде агрессии, мстительности и применении физической силы к окружающим. 

При отождествлении человека со своей соционической функцией человек становится заложником своего социотипа и «образа я», связанным с главной психической функцией. Тогда уже не человек управляет собой, а психотип или «образ я» руководит человеком. В результате этого человека захватывают различные внутренние конфликты, связанные с «образом я»: чувство вины, осуждение, гнев, агрессия, чувство неполноценности, жалость к себе, зависть, различные страхи.

С каждой соционической функцией связано возникновение определенного психического страдания. Учитывая, что в любом человеке присутствуют все соционические функции, каждый человек может иметь и все виды неврозов. Чаще всего невроз проявляется по 4-х мерным и по одно-мерным функциям. Например, в ЭИИ невроз чаще всего проявляется по болевой (одномерная черная сенсорика), внушаемой (одномерная деловая логика), программной (4-х мерная этика отношений) и демонстративной (4-х мерная интуиция времени) функциях.

Обычно загадочная «болевая» функция недостаточно понятна. Чтобы лучше освоить свою «болевую» функцию, полезно ознакомиться с ее психологической составляющей, и особенно с механизмом дисгармоничного проявления функции.

На примере типа с интровертным чувством (ЭИИ, ЭСИ) мы рассмотрим невротический алгоритм: гнев, осуждение, чувство вины, критика. На примере типа с экстравертный чувством  (ЭИЭ, ЭСЭ) рассмотрим механизм возникновения гордыни, эгоцентричности, притворной великодушия, "насилия добром". На примере типа с интровертным ощущением (СЛИ, СЭИ) – лень, самозабвение и пассивное сопротивление. На примере типа с экстравертным ощущением (СЭЭ, СЛЭ) – алчность, похоть, мстительность и садизм. На примере типа с экстравертным мышлением(ЛИЭ, ЛСЭ) – тщеславие, погоню за имиджем и склонность к обману. На примере типа с интровертным мышлением  (ЛИИ, ЛСИ) – жадность, замкнутость, отстраненность. На примере типа с интровертной интуицией (ИЭИ, ИЛИ) – роль жертвы, обидчивость, манипуляции, меланхолия. На примере типа с экстравертной интуицией (ИЛЭ, ИЭЭ) – жадность, шарлатанство, пустое фантазирование, инфантилизм.

 

... продолжение следует ...

  Статья "Соответствие между соционикой и эннеаграммой" тут >>>

 

1 - Психологические типы. Лекция Карла Юнга, Теритет (Швейцария) 1923, "Psychologische Typen".

2 - Карл Густав Юнг. "Психологические типы" (1921). Раздел XI. Определение терминов. Подчиненная функция (30 - Inferior Function).

Школа Целостной Психологии "Семь Лучей",  Львов, 05.2018

 

Додати коментар