<<Предыдущая глава "1. Вступительная часть. Социум и социон" <<< тут 

Аушра Аугустинавичюте

Социон, или основы соционики

2 Элементы информационного метаболизма

Противопоставление миру и отражение мира.

Мы живем в мире одушевленных и неодушевленных предметов. Первые сложнее вторых. Кроме того, с нашей точки зрения, первые образуют закрытые системы, противопоставляющие себя всему остальному миру, и потому являются неким повторением его параметров. То есть своим организмом, а также психикой могут отразить и отражают в е с ь окружающий мир во всей его сложности. Живое противопоставляет себя окружающему миру, неживое — сливается с ним.

  «Непосредственное» взаимодействие тел, столкновение — редкое явление. Лишь потому так редки «катастрофы» в космосе, что небесные тела взаимодействуют «издалека» — посредством поля. Живые организмы тоже взаимодействуют через поля. С точки зрения наблюдателя, поле организма — сумма отношений одного тела с другими телами. Психика индивида это взаимодействие воспринимает как всевозможные чувства.

  По нашим наблюдениям, каждый организм из окружения получает как бы двоякую информацию:

  1) ощущения, которые формируются в восприятия и приносят информацию о качествах и состоянии тел;

  2) ощущения, которые формируются в чувства и приносят информацию о полях.

  Информация, которую получает психика человека, ее количество и качество определяются средой, обеспечивающей сигналами-раздражителями, и качеством, силой, развитостью, тренированностью принимающих информацию систем. Человек с острым зрением, острым слухом, развитым обонянием больше узнает об окружающей действительности. Человеку с сильными тонкими чувствами та же действительность дает гораздо более полную информацию, помогает стать творческой личностью — писателем, композитором, ученым.

  Хотя известно, что физический мир не знает тел без полей, значимость тех же полей в жизни биологических существ в такой же мере не учитывается. Как будто живые организмы живут не по тем же законам, как будто они «вне физики». И при этом не замечается, что чувства человека — объект изучения психологии — не что иное, как проявление того же поля. И что половина человечества — все интроверты — ориентируются в мире не на объекты, а на свои чувства, на свое отношение к ним.(8)

 Непонимание физической природы чувств человека приводит к постоянному смешиванию чувств и эмоций, которые являются лишь формой проявления возбужденности или подавленности эндокринной системы тела.(9)

 Восемь аспектов отражения.

Исследование восприятия разных людей показало, что оно имеет восемь аспектов: четыре аспекта состояния тела и четыре аспекта состояния полей. В психике людей они явно обособляются друг от друга и даже различаются степенью осознанности. Человек ими пользуется по-разному. Кроме того, какой-то один аспект восприятия тел у экстравертов (интровертный) и один аспект восприятия полей у интровертов (экстравертный) являются ведущими или исполняют — как это назвал К. Г. Юнг — роль «первой функции».(10)

 Рис.2

Четыре аспекта восприятия тел   
(Восприятие интроверсии объекта)

1. Восприятие внешности и форм объектов. Этой части восприятия присвоим символ  

2. Восприятие внутреннего содержания и структуры объектов. Символ 

3. Восприятие внешней динамики объекта, его передвижения в пространстве. Символ 

4. Восприятие внутренней динамики объекта, происходящих в нем изменений. Символ  

Четыре аспекта восприятия отношений
(Восприятие экстраверсии объекта)

1. Восприятие внутренней ситуации объекта. Символ  

2. Восприятие времени. Символ  

3. Восприятие места в пространстве объекта. Символ  

4. Восприятие притяжения-отталкивания объекта. Символ

Это четыре составные части отношений одних объектов с другими объектами. Или — четыре качественно разных способа их корреляции. Объект в среду других объектов вписывается этими четырьмя отношениями.

  Обобщая, можно сказать, что — время и — внутреннее состояние — две формы взаимодействия между процессами (объект в процессе).  А — притяжение объекта и — познание мест объекта в пространстве — две формы взаимодействия между объектами (объект в статике). Первые вслед за К. Г. Юнгом будем называть иррациональными элементами, остальные — рациональными.(11)

Каждый из вышеприведенных аспектов восприятия рассмотрим более подробно. То есть попробуем перечислить, какую именно информацию каждый из них приносит человеку и какими особыми свойствами отличается человек, когда соответствующий аспект в его психике является ведущим. Следует подчеркнуть, что в е д у щ и й  а с п е к т  в о с п р и я т и я определяет тип интеллекта человека, потому что дает способность в о с с о з д а т ь все когда-либо познанное именно по этому аспекту.

 Каждому аспекту отражения мира мы присвоили символы и условные названия. Они появились после определенных изменений в терминах, которыми пользовался К. Г. Ю нг:

Рис.3

— черная интуиция
— белая интуиция
— черная этика
— белая этика
— черная сенсорика
— белая сенсорика
— черная логика
 — белая логика*

 черная интуиция. Воспринимается информация о потенциальной энергии объектов, например информация о физических и психических способностях и возможностях человека. Это восприятие дает способность понимать структуру объектов и явлений, разобраться в их внутреннем содержании. Им определяется способность или неспособность человека видеть реальные потенциальные силы окружения.(12)

Когда этот аспект восприятия ведущий, человек отличается познавательными интересами. Он постоянно занят изучением глубинных явлений, которые довольно успешно доводит до других, сложное превратив в простое. Любит объяснять другим то, что сам понял. В благоприятных условиях становится ученым или писателем.(13) Способен находить оптимальные способы для увеличения потенциальной энергии объекта. «Заряжает» других своим пониманием возможностей окружающих объектов.

*Термины «черный» и «белый» введены автором чисто механически — по цвету значков-символов — и ни в коем случае не должны придавать понятиям смысловой окраски во избежание путаницы. Термины из словаря К. Г. Юнга использованы в «новом» значении.

черная этика. Воспринимается информация о процессах, которые происходят в объектах: в первую очередь, о происходящих в людях эмоциональных процессах, их возбужденности или подавленности, настроениях.(14) Этот аспект восприятия дает способность разбираться в том, например, что людей возбуждает, а что подавляет. Им определяется способность или неспособность человека управлять своим эмоциональным состоянием, а также эмоциональным состоянием других людей.(15)

 

 

Продолжение следует ... 

 

<<Предыдущая часть <<< тут