(Аугустинавичюте А. Социон, или Основы соционики // Соционика, ментология и психология личности, 1996, № 4-5; повторно: Аугустинавичюте А. Соционика: Введение. – СПб., Terra Fantastica, 1998)

Аушра Аугустинавичюте

Социон, или основы соционики

От автора

Соционика — наука о соционе, соционной природе человека и соционной структуре общества, о разных типах информационного метаболизма (ИМ) людей и разных формах взаимоотношений между ними — родилась на основе типологий К. Г. Юнга, Э. Кречмера, А. Е. Личко и теории информационного метаболизма А. Кемпинского. Это точная наука, показывающая, что в основе восприятия и мышления человека, как и в основе функционирования и развития общества, лежат законы физики*.

Данная монография ознакомляет с исходными предпосылками, основными категориями и понятиями соционики. Работу нельзя считать законченной. В ней еще много неточностей и противоречий, потому что пришлось идти на ощупь и из-за новизны объекта, и из-за отсутствия у автора специальной подготовки. Это, по-видимому, тот случай, когда отсутствие диплома психолога, как и диплома физика, не помешало за типологией К. Г. Юнга увидеть новые горизонты, но очень мешает при попытках описать и классифицировать увиденное. Из-за этого кое-где вместо установившихся терминов психологии или физики пришлось пользоваться бытовым языком. Особенные трудности появлялись из-за того, что новизна объекта требовала введения новых понятий и определений.

Некоторые наши положения читателю могут показаться чисто теоретическими построениями. Притом — не полностью доказанными, как бы висящими в воздухе. Например, почему аспектов мира именно восемь, почему из них образованы блоки, почему именно такие, а не какие-то другие, и так далее. Поэтому чувствуем своей обязанностью предупредить, что мы ничего не придумывали, а лишь углубляли и уточняли положения К. Г. Юнга, хотя при этом некоторые из них изменились до неузнаваемости. Происходило это при изучении конкретных способов мышления отдельных людей. При этом нами, во-первых, проверено, что шестнадцать способов восприятия мира и приспособления к нему, указанных К. Г. Юнгом, на самом деле существуют. После этого, при изучении миропонимания и реакций на конкретные факты действительности каждым отдельно взятым типом ИМ, мы расшифровали конкретное содержание всех так называемый «первых функций» (К. Г. Юнг). Кажется, удалось разобраться (не утверждаем, что полностью) в конкретном содержании каждой такой функции и отражаемом ею аспекте мира. При изучении функционирования людей с разными типами ИМ в разных значимых и незначимых для них ситуациях удалось нащупать связи между отдельными элементами, потом — блоками и т. п. То есть, хотя работа кажется теоретической, «теория» — лишь способ наиболее уплотненным методом описать все то, что нам удалось расшифровать при практическом наблюдении за конкретными людьми. Какой-то «чистой теории», которая не вытекала бы из наших наблюдений, здесь нет ни капли. А если у кого-то сложится другое впечатление, то виноват лишь способ мышления автора (об этом — ниже), его неспособность рассказывать и описывать конкретные проявления живой жизни: хотя наблюдаются конкретные факты, когда эти факты приходится описывать, оказывается, что на бумагу выливаются общие закономерности.

*Автор, будучи гуманитарием, под словом «физика» подразумевает все точные науки, оперирующие строгой причинно-следственной (Аристотелевой) логикой.

1 Вступительная часть. Социум и социон.

Человеческий мозг, отражая внешний и внутренний мир индивидуума, обслуживает не только его самого, но и общество.

 Для удовлетворения своих собственных нужд человеку необходимо представление о всей окружающей действительности. В обслуживании социума люди кооперируются: обществу передаются представления индивида лишь о некоторых аспектах действительности. Механизм этого явления по нашим сегодняшним представлениям достаточно прост: отдельные аспекты действительности отражаются в мозгу человека с разной степенью дифференциации и осознанности. Те аспекты, которыми пользуется лишь сам индивид, отражаются сравнительно обобщенно, запоминаются как образы, опыт, навыки. Те же, информация о которых передается обществу, воспринимаются дифференцированно, с точностью, позволяющей передавать информацию вербально, в словесной форме.

Часть той информации, которая используется единственно для нужд самого индивида и остается на уровне первой сигнальной системы, возможно, в какой-то мере осмысливается под влиянием других членов общества. То же, что в соответствии с типом ИМ передается другим членам общества, осознается и переводится на уровень второй сигнальной системы.

   Так как в обслуживании общества человечество кооперируется, а каждый отдельно взятый человек является частицей социума, каждый по одним аспектам действительности передает информацию, по другим — сам получает. Но об этом разговор пойдет ниже. Теперь же ранее сказанное проиллюстрируем примером. Нас часто удивляет тот факт, что рассеянные люди, которые «ничего не помнят», а значит, и «ничего не видят», не расшибаются и не попадают под первую же машину. Оказывается,(1) происходит это потому, что об окружающем к о н к р е т н о м мире они получают информацию, достаточную лишь для собственного практического пользования, но не для вербальной передачи. Потому они и кажутся рассеянными.(2) Глубоко и осознанно ими воспринимается и с легкостью передается информация об абстрактных аспектах действительности. В то время как другими людьми, напротив, таким же образом воспринимается информация о конкретной действительности, а аспекты, которые принято называть абстрактными, как бы проскальзывают мимо, хотя сам человек ими отлично пользуется. Первых обычно называют людьми с абстрактным мышлением (интуитивные), вторых — с конкретным (сенсорики). Примечательно, что первые отличаются определенной замедленностью мышления. Им нужно гораздо больше информации, чтобы разобраться, что к чему. Поэтому производят впечатление рассеянных тугодумов. Вторые, наоборот, с первого взгляда импонируют быстрой ориентацией. Первые — с т р а т е г и , вторые — т а к т и к и . (3) Это равноценно и одинаково необходимо в любых обстоятельствах любому социуму.

 Человек как биологическое существо есть самостоятельная единица, кооперирующаяся с себе подобными лишь в целях продолжения рода. Как социальное существо он такой самостоятельностью не отличается.

 Дело в том, что психика человека пользуется разными способами обработки информации. Таких способов — шестнадцать, и каждая отдельно взятая личность осваивает лишь один из них. А все они образуют единую систему, благодаря которой человек стал человеком и смог построить все то, что сегодня называется культурой. Один отдельно взятый способ обработки информации или информационного метаболизма непродуктивен. Если взять даже и очень большое количество людей, относящихся к одному типу ИМ, такая социальная группа будет функционировать вяло и не справится с самыми простыми жизненными проблемами. Сила человечества в разнотипности его интеллекта, в наличии шестнадцати типов ИМ.

 Отсюда вытекает, что интеллект отдельной личности — одна шестнадцатая социального интеллекта. И что можно говорить о полной его единице. Такую единицу — шестнадцать людей с разными типами ИМ мы называем с о ц и о н о м . Социон можно считать единицей человеческого общества и основой социальной природы человека.

 Но социон — это не только сумма шестнадцати разных интеллектов или группа людей, образованная из шестнадцати человек с разными типами ИМ. Это еще и строгая система их взаимодействия. Другими словами, это не только шестнадцать определенных конкретных интеллектов, но и шестнадцать совершенно разных (и тоже не менее определенных и конкретных) отношений каждого человека со всеми другими людьми. Отношений, превращающих этих людей в сплоченное и закономерное целое, как бы энергетическую единицу человечества. Эту схему представляем ниже.

 Во-первых, шестнадцать типов ИМ образуют пары — то есть всего восемь диад. Цель этого — как бы выравнивание линии жизненной активности индивида. Насколько нам известно, без этого полноценная реализация интеллекта человека невозможна. Во-вторых, все восемь диад разбиваются на два энергетических кольца. В кольцо входят четыре диады, связанные между собой односторонней связью, в результате чего новая информация течет лишь в одну сторону. В-третьих, движение информации в кольцах имеет противоположное направление, и кольца обладают «индуктивной» связью: информационный поток одного кольца заряжает энергией, активизирует второе кольцо. На рис. 1 каждый кружок обозначает отдельный тип ИМ. Стрелками показано направление информации. 

1

 На таком обобщенном рисунке видим лишь отношение дополнения между членами диад и отношение социального вида с объединенными стрелой диадами.* Фактически каждая составная часть социона, то есть каждый тип ИМ, имеет определенное отношение с каждой другой составной частью социона. То есть каждый тип ИМ находится в очень определенных и конкретных отношениях со всеми другими типами ИМ. Итого есть шестнадцать наборов интертипных отношений.

   Потому и можно сказать, что с о ц и о н как единица человечества — это не только шестнадцать типов или форм интеллекта людей, но и шестнадцать форм их взаимоотношений, которые этих людей связывают в одно закономерно функционирующее целое. Социону как единице общества присущи и все закономерности развития общества, в том числе закон социального прогресса.

   Каждая отдельно взятая личность формируется на каком-то одном типе ИМ, то есть приобретает одну из шестнадцати возможных форм интеллекта.(4) Суть соционной природы человека проявляется: 1) в разном мировосприятии, 2) в том, что хорошие или плохие, легкие или трудные отношения с другими людьми определяются не доброй волей людей, а типом их ИМ.

   Выживание организма обуславливается его приспособляемостью к окружающей действительности, его способностью войти в гармоничные отношения с этой действительностью, в том числе — с другими организмами. Выживание человека как активного социального существа требует не только гармонии, но и как бы сращивания с механизмами ИМ других членов социона. Прогресс общества прямо пропорционален степени или коэффициенту его соционности. Сам человек по-настоящему болезненно переживает свою невключенность в диаду, то есть отсутствие кооперирующего с ним дуала.**  Это отражается на его и психическом, и физическом равновесии. Нельзя утверждать, что человек не чувствует и своей включенности в соционный механизм общества. Есть люди, ведущие социально активную жизнь, чувствующие, что их активность социуму нужна, и есть люди, которые такой своей нужности совершенно или почти совершенно не чувствуют, хотя знают о таком из газет. При этом мало знать, нужно чувствовать бурлящий пульс жизни и свою причастность к нему. А для этого, оказывается, необходимо достаточное количество контактов с нужными для успешного функционирования данного человека типами ИМ. Чувство своей нужности или ненужности обществу, по-видимому, прямо пропорционально включенности индивида в его соционную структуру. Активность вне социона или активность, когда соционные связи проявляются лишь как редкая случайность — это всегда утомляющая психику деятельность, при которой силы человека используются и воспроизводятся очень плохо, с низким коэффициентом социальной полезности. Много энергии уходит зря, лишь на то, чтобы доказывать себе и другим полезность своей жизни. С точки зрения общества, это пустая трата энергии, а с точки зрения индивида — борьба за такое место под солнцем, где он почувствовал бы свою «нужность». Конкурентная борьба — это всегда старание найти в обществе место с большим КПД, место, на котором проявление активности обеспечивает нужными соционными связями, что самим человеком воспринимается как большая степень признаваемости. (5) Человек на руководящей должности гораздо лучше обеспечен контактами с людьми нужных ему типов ИМ, необходимыми для образования чувства включенности в социальную жизнь, чувства нужности социону. Однако в условиях, когда он окружен этими нужными людьми, эту свою нужность он чувствует на любой работе.

  Активность вне социона — это всегда активность с очень низким коэффициентом социальной полезности, она не может стать и не становится социально необходимой и потому по-настоящему социально признаваемой активностью. (6) По-видимому, можно сказать, что скорость прогресса общества прямо пропорциональна соционности общества.

  При стихийно образующейся соционности в каждом коллективе много энергии тратится на улаживание нескончаемых интертипных конфликтов. В этом отношении частные предприятия пользуются определенным преимуществом перед плановым хозяйством: у частника есть возможность нанимать лишь тех людей, которые ему приятны, с которыми не образуются неприемлемые и непродуктивные, конфликтные отношения.

  Мы полагаем, что собственно человеческое общество появляется вместе с появлением социона и языка. То есть вместе с дифференциацией психики на 16 типов ИМ и появлением второй сигнальной системы. Потому что первой сигнальной системой представители животного мира могут обойтись только при условии однозначного понимания фактов окружающего мира. У людей нет этой о д н о з н а ч н о с т и . Homo sapiens к а к в и д представляется супружеской парой. Человечество состоит из 16 разных моделей обмена информацией с окружением и характеризуется лишь соционом. Для представления о человечестве необходимы восемь диад, или все 16 типов ИМ.

 Вторая сигнальная система помогает людям общаться, но она оставляет достаточно места и недоразумениям, так как одни и те же слова в устах одного типа ИМ обозначают одно, в устах другого — другое. Возьмем самое простое слово «нет» и притом сказанное с той же самой интонацией и даже в той же самой ситуации. У одного это обозначает бесповоротную решимость, другой говорит «нет» потому, что считает, что сказать другое в данной ситуации невежливо. Третий хочет прозондировать ситуацию, проверить умыслы другого. Четвертый даже обидится, если после этого слова с ним не будут спорить, и т. п. Это типно! (А ведь есть еще различия, которые на человека накладывает социальный статус, воспитание, темперамент и т. п.)

 Пока нет социона, язык не нужен, достаточно первой сигнальной системы. Когда появляется социон, без языка невозможно.

 Что было до социона? На этот вопрос, наверное, можно будет ответить после изучения психики приматов с точки зрения нашей теории ИМ. Сколько типов у обезьян? Несомненно, что среди них могут быть циклотимы и шизотимы. Возможно, также экстраверты и интроверты. Пока по этому поводу ничего точного не знаем, хотя некоторые ленинградские исследования кооперации обезьян допускают мысль о том, что им тоже присущи асимметрические отношения односторонней информативности или односторонней «авторитетности».

 С появлением второй сигнальной системы появляется частичный разрыв между энергетическим метаболизмом и информационным метаболизмом — ИМ. Появляются полностью оторванные от энергетического метаболизма информационные сигналы. Нужно обращать внимание не только на поведение другого, но и на его слова.(7)

 Уже поступки могут быть ложными, совершаемыми лишь для обмана другого. Несравненно больше обмана может скрываться за информационными сигналами второй сигнальной системы. Притом возможны два вида ложной информации:

 1) заведомая ложь, которая нас интересует меньше, и

 2) неадекватное понимание слов и мыслей другого человека, приписывание им не того смысла или

не того веса, который сам говорящий в них вкладывает.

 Одна из основных задач этой работы — разобраться в вопросе, почему, по каким объективным причинам одни и те же слова и интонации разным людям говорят разное, какими свойствами механизма ИМ это обуславливается.

 Науку о соционе, соционной структуре общества и соционной природе человека, о разных типах ИМ и разных формах отношений между ними, о структуре и функционировании модели ИМ будем называть с о ц и о н и к о й .

* Определения названных видов интертипных отношений даны автором ниже

** Определения названных видов интертипных отношений даны автором ниже

 

Следующая глава "2. Элементы информационного метаболизма" тут >>>