СІМ ПРОМЕНІВ

КОНСАЛТИНГОВА ГРУПА

Самонаблюдение и внутренняя тишина на пути к пробуждению

Самонаблюдение и внутренняя тишина на пути к пробуждению

Часть I. Внутренний мир человека.

Часть II. Остановка внутреннего диалога. Проблема отождествления. 

Часть III. Чувство собственной важности и жалость к себе. Внутренние учитывания и важность прощения.

Статья на украинском языке тут >>>

------     Часть I. Внутренний мир человека     -----

С точки зрения духовной психологии средний человек находится в состоянии сна сознания и реагирует на все механично (смотрите статью "Классическая и духовная психология: сходства и различия"). Задача человека – пробудиться, познать себя, свою высшую духовную природу и установить сознательный контакт со своей душой, своим высшим «я». Это не происходит само по себе, познание себя требует огромных постоянных усилий с боку «спящего» человека.

Работа над собой начинается с самонаблюдения, когда человек выделяет в себе Наблюдателя, который наблюдает, и то, за чем наблюдают. Самонаблюдение полезно не только тому. Кто хочет пробудиться, но и обычному человеку, который просто хочет избавиться от эмоциональной боли и других негативных состояний психики, которые его тревожат.

Для того, чтобы самонаблюдение было возможным, нужно понимать, что происходит во внутреннем мире человека.

Из книги Мориса Николла:

«Вы можете заметить разницу между вашей собственной жизнью и жизнью вообще? Что вы имеете в виду под словами «моя жизнь» — например, когда вы говорите: «Моя жизнь была счастливой» или «Моя жизнь была несчастной»? Имеете ли вы в виду, что внешние обстоятельства были приятными или неприятными, или внутренние вещи, т.е. ваше настроение, чувства и так далее, были приятными или неприятными? Вы согласитесь со мной, что иногда человек, который находится в благоприятной внешней ситуации в жизни, у которого есть достаточно денег, приятное окружение и нет серьезных проблем, чувствует себя несчастным или жалким. А с другой стороны, человек в совершенно других, даже тяжелых обстоятельствах, может, наоборот, чувствовать себя счастливым. Давайте посмотрим на ситуацию более пристально. Что такое человеческая жизнь, о которой мы так запросто говорим, не понимая, что она из себя представляет? Когда люди сами хотят рассказать историю своей жизни, о чем они говорят? Они говорят о событиях, о других людях, о внешних вещах. Но человеческая жизнь состоит из двух четких половин, и это нужно осознать для самонаблюдения. Человеческая жизнь состоит не только из событий, но и из состояний. Состояние — это внутреннее, а события — внешнее. Состояния —внутренние состояния, такие как плохое настроение, привычка беспокоиться, привычка бояться и привычка к суеверию, к дурным предчувствиям, к депрессии; или более хорошие состояния: ощущение счастья, наслаждения и милосердия. Они — в самом человеке, т.е. все состояния — состояния самого человека. События — это внешнее, и они приходят к нам извне. Внутреннее состояние человека может соответствовать внешнему событию или может быть вызвано им, а может не иметь к нему никакого отношения. Но необходимо, прежде всего, понять, что состояния и события это совершенно разные вещи. Возьмем, к примеру, приятное событие. Соответствует ли ему ваше внутреннее состояние? Вы можете сказать с уверенностью, что когда происходит внешнее событие, ваше внутреннее состояние соответствует ему? К примеру, должно произойти желанное событие, и вы ожидаете его с нетерпением. Можете ли вы сказать, что когда оно произойдет, вы примете его внутренне радостно? Или вы признаете, что хотя и происходит то, на что вы надеялись, чего-то не хватает? Чего не хватает? Не хватает именно соответствующего внутреннего состояния, чтобы оно сопровождало, как было сказано, внешнее событие, которого вы ожидали с таким нетерпением.

Давайте разберем эту идею — идею соотношения внутреннего состояния и внешних событий. Если в нас не будет правильного состояния, мы не сможем соответствовать счастливому внешнему событию, наслаждаться им. Однако, люди весьма склонны, думая о своей жизни, верить, что их жизнь — это внешние события, и если какое-то число событий того или иного рода произошло или не произошло с ними, их жизнь не была счастливой. Но жизнь человека зависит от внутреннего развития, т.е. от качества его внутренних состояний. Ибо если внутри мы захламлены, к примеру, жалостью к себе, беспокойством и другими негативными эмоциями, то какими бы приятными не были внешние события, ничего не будет происходить правильно. Человек может предвкушать поездку за границу, и когда она происходит, это действительно событие. Но он может быть таким вредным, так сильно заботиться о незначительных мелочах, что поездка станет настоящим мучением. В этом случае именно внутреннее состояние человека будет тому виной. И если мы спросим себя, из чего состоит наша жизнь, мы не сможем ответить, что только из событий, ведь она в гораздо большей степени состоит из состояний. Предположим, что человек, любимое занятие которого — пребывать в пессимизме, меланхолии и мрачном настроении, жалуется вам, что жизнь — это дурное дело, и она не стоит того, чтобы жить. Будете ли вы считать причиной его настроения отсутствие подходящих событий или его внутренне состояние, будете ли вы по глупости думать, что, устроив для него вечеринку, вы поможете ему измениться? Болезнь — в самом человеке.

Вся работа над собой касается внутренних состояний. Если вы работаете над неправильными (негативными) состояниями, пытаетесь отделить себя от них, тогда неприятные события жизни не поймают вас так легко, не заберут у вас силы.

Из того, что было сказано, становится ясно, что следует скорее думать о человеческой жизни как о внутренних состояниях, и настоящая история жизни — это история внутренних состояний и особенно негативных эмоций. Итак, работа над собой начинается с самонаблюдения, с наблюдения за плохими состояниями в себе и работы против них. Имеют значения не события дня, которые произошли с вами: например, если вы что-то потеряли, что-то пошло неправильно, кто-то забыл вас или говорил с вами резко и так далее; имеет значение ваша реакция на все это. Иначе говоря, имеют значения состояния, в которых вы пребывали. И если ваши внутренние состояния были правильными, ничто в природе внешних обстоятельств не может взять верх над вами.

Необходимо обладать огромной внутренней активностью сознания, чтобы предотвратить любую механическую реакцию, когда событие, которое входит как механическое впечатление, касается машины ума и чувств, работающей исключительно на ассоциациях, которую мы по ошибке принимаем за самих себя.» (1)

«Вся работа над собой — вся работа, связанная с остановкой негативных эмоций, с неотождествлением со своими горестями и проблемамити — связана с определенным действием, которое может произойти в нас в настоящий момент, т.е. сейчас, если мы вспомним, что именно мы пытаемся делать. К примеру, человек, пребывающий в бездне отчаяния, если он пытается вспомнить себя или пытается дать себе любой другой сознательный толчок в этот конкретный момент (иначе говоря, если он пытается трансформировать свою механическую реакцию на обстоятельства, окружающие его в данный момент), может обнаружить к своему изумлению, что внезапно все изменилось — настроение депрессии испарилось, и он находится в новой атмосфере. Будучи в этой атмосфере, он удивится, как он мог пребывать в прошлом состоянии.» (2)

------     Часть II. Остановка внутреннего диалога. Проблема отождествления     -----

Необходимым условием на пути к личностной гармонии является достижение состояния внутренней тишины.

Наша психика постоянно продуцирует разные мысли и эмоции. В голове у человека постоянно происходит внутренний диалог и отсутствует внутренняя тишина.

"Остановка внутреннего диалога является ключом к миру  магов", — пишет Карлос Кастанеда. (3)

Невозможно познать себя, пока человек не может контролировать свой ум и разрешает ему продуцировать мысли, которых он не желает. Средний человек не руководит своими мыслями и эмоциями. В это трудно поверить, но в этом легко убедиться. Попробуйте хотя бы несколько минут ни про что не думать, и вы увидите, сколько ненужных и неожиданных мыслей и эмоциональных состояний приходит к вам несмотря на ваше намерение ни о чем не думать.

Из книги Мориса Николла:

«Мысль и мышление — это не одно и то же. Мысль может прийти к вам на ум, но вы можете мыслить или не мыслить ее. И даже если вы мыслите ее, вам не обязательно отождествляться с ней.

Вы должны знать, что значит критично относиться к своим мыслям и своему мышлению, и должны уметь видеть неправильные мысли и неадекватное мышление, бедные мысли, негативные мысли, бесполезные мысли, лживые мысли и т.д.

Вы верите своим мыслям или принимаете их как должное. Вы отождествляетесь с ними. Вы придаете им качество истинности, говорите «Я думаю» или на более внутреннем плане просто принимаете их за самих себя. Тогда они обладают властью над вами. Неприятная мысль, тоскливая, тяжелая мысль, подозрительная мысль, пессимистическая мысль, злая мысль и т.д. — все эти мысли становятся вами: и вы являетесь ими через отождествление с ними. Но вы не есть ваши мысли. Любая мысль может прийти к вам на ум. Самые разные безнадежные, плохие, бессмысленные, глупые, бесформенные и идиотские мысли могут прийти к вам на ум. И если вы скажете «Я» относительно всех этих мыслей, то где будете тога вы? Вы скажете «да» всем этим мыслям. Вы согласитесь с ними. Коротко говоря, вы отождествляетесь с ними, потому что все время вы говорите «Я» относительно каждой из них и верите, что мыслит «Я» и это ваши мысли. Но, как я говорил, любые мысли могут прийти на ум, так же как любые люди могут прийти к вам в дом. Очень немногие мысли стоят того, чтобы следовать за ними, и для того, чтобы начать думать правильно, нужно отвергать почти все мысли, которые случайно приходят на ум, как бесполезные или даже хуже, чем бесполезные. У человека могут быть очень опасные мысли, особенно когда он воспринимает их как свои собственные. Он настолько наивен, что считает все мысли, приходящие ему на ум, своими собственными и уверен в том, что это он мыслит их. Но если он начнет понимать, что должен наблюдать свои мысли, то очень скоро у него появится совершенно иная точка зрения.

Мы воспринимаем все психическое, что происходит в нас, т.е. каждую мысль и каждое чувство, как «Я» — как самого себя — как меняИ относиться так к нашему внутреннему миру настолько же глупо, насколько глупо было бы относиться подобным образом к внешнему миру, воспринимаемому через органы чувств. Я не воспринимаю стол как себякак «Я». Точно так же я не должен воспринимать и свои мысли таким образом.

Вы понимаете, что мысль и мышление это не одно и то же? Мысль приходит на ум и стремится привлечь вас к себе. Если ей это удается, вы начинаете «мыслить эту мысль» — т.е. мыслить, исходя из нее. Вы начинаете расширять эту мысль благодаря тому, что уделяете ей внимание, пока она не вырастет во всех направлениях и, так сказать, не сформирует маленькое деревце мыслей в вас, которое принесет плоды и засеет другие похожие мысли. Это достаточно ярко заметно в отношении подозрительных мыслей.

Предположим, вам на ум пришла мысль о том, что мистер И. лжет. Это всего лишь мысль. Возможно, вы скажете себе: «Я должен об этом подумать». Но если вы сразу же поверите этой мысли, вы отождествитесь. Ваша мысль превратит мистера И. в лжеца. Те мысли, с которыми мы отождествляемся, сильно изменяют ситуацию. К примеру, некоторые люди по привычке отождествляются с мрачными, мучительными, недоверчивыми видами мыслей. Им нравятся мысли такого характера. Поэтому они принимают такие мысли и отвергают другие. Эти мысли изменяют для них все как темные очки. Они так отождествлены с этими мыслями, что не могут увидеть их.

 У человека могут быть самые разные виды мыслей. Любые мысли могут войти в него. В Евангелиях сказано, что оскверняет человека не то, что входит в него, а то, что выходит из него. Любая мысль может прийти вам в голову, но отождествитесь ли вы с ней и будете ли вы действовать, исходя из нее — это уже другой вопрос. Если вы отождествляетесь с мыслью, то вы говорите «Я» в ее отношении и верите ей. Следовательно, вы думаете и действуетеисходя из нее. Мысль, которая приходит на ум — это то, что входит в человека. То, что он думает и делает, исходя из нее, является тем, что выходит из него. Есть ложная мысль, неправильная мысль, неправильно соединенная мысль, фальшивая мысль, гнетущая мысль, мысль, которая берет только одну вещь во внимание и пренебрегает всем остальным, или мысли, которые могут только отрицать и возражать, и т.д. — если человек отождествляется с такими мыслями, то он думает и действует, исходя из них.» (4)

Про отождествление с эмоциями

«Поговорим о необходимости критичного отношения к нашим эмоциям. Стать пассивным по отношению к эмоциям гораздо сложнее, чем к мыслям. Причина в том, что мы отождествлены с нашими чувствами гораздо сильнее, чем с нашими мыслями. Наши чувства, наши эмоции, наши настроения овладевают нами. Наблюдайте себя, когда вы рассержены. Легко ли не отождествляться с этим привычным эмоциональным состоянием? Вы можете улыбаться, говорить что-то веселое и притворяться, что все в порядке, но внутри вы будто зажаты в тиски. Или, предположим, что в вас затронуто что-то, относящееся к чувству собственной важности или тщеславию. Разве легко удержаться от обиды? Одна из причин в том, что эмоции очень быстры, быстрее чем мысли. Не будет преувеличением сказать, что мы на самом деле не осознаем свои обычные ежедневные эмоции, которые почти всегда являются негативными, убогими, ревнивыми.» (4)

 «Негативные эмоции управляют жизнью, и люди цепляются за свои негативные эмоции сильнее, чем за что бы то ни было. Это всегда ваша вина, если вы в негативном состоянии. Очень трудно осознать это. Ведь всегда кажется, что виноват другой человек.

Пример. Вы поссорились с кем-то. Каково решение? Откуда вы идете, чтобы начать, если вы реально хотите работать над собой? С другого человека? Это — ваш недостаток, поэтому начинайте с себя. Проблема в вас, а не в другом. Пока человек видит решение своих тревог только в изменении других людей, или вещей, — он будет оставаться отрицательным. В результате его ум будет мертвым, то есть он не будет в состоянии мыслить правильно. Отрицательные эмоции препятствуют уму работать правильно. Вместо этого человек предается удовольствиям во взаимных обвинениях, что не является мышлением. Разве не удивительно, как люди тратят свои жизни в неопределенных отрицательных взаимных обвинениях?» (5)

Влияние эмоций на мышление

«Возьмем, к примеру, подозрение. Любое из наших эмоциональных состояний имеет тенденцию к тому, чтобы управлять нашими мыслями и это может привести к любому выводу. Нужно понимать это очень четко. Если возникает подозрение — а подозрение это прежде всего эмоция — тогда оно приводит в действие ум, в результате чего все будет использовано для того, чтобы доказать вам, что ваше подозрение справедливо. Предположим, что ваше подозрение внезапно перешло в более приятную эмоцию, потому что вы услышали что-то новое. Что происходит? Тогда ум начинает работать позитивно, и ваши выводы меняются. «Желание — это отец мысли». Мы должны попытаться освободить наши мысли от наших эмоций, когда они негативны.» (6)

«Если бы мы могли видеть отчетливо влияние негативных эмоций, мы пришли бы в ужас. Мы не наблюдаем их, потому что воспринимаем их как нечто само собой разумеющееся. Могут потребоваться годы самонаблюдения, прежде чем мы осознаем, что у нас есть неприятные, предательские и отвратительные эмоции, которые причиняют боль другим людям, и в этом виноваты мы. Вы должны понимать, что пробуждение — это очень долгий и болезненный процесс. Пробуждение означает, что человек осознает, что он в действительности собой представляет. Этого очень трудно достичь в эмоциональной сфере. На самом деле, выражение неприятных эмоций — это то, что в жизни очень часто называется «искренностью», «попыткой помочь» и т.д. Мы не милосердны и не доброжелательны. Мы любим все, что удовлетворяет наше тщеславие, и поэтому мы не любим наших ближних за исключением тех случаев, когда они льстят нам и мы чувствуем, что распоряжаемся их жизнью. На пороге смерти люди хотят только одного — чтобы другие простили их. Но это смирение может прийти и через долгое воздействие работы над собой — через возрастающее осознание того, чем человек является.» (4)

«Человек, который всегда плохо думает о других, говорит неприятные вещи, испытывает ко всем неприязнь, ревнует, всегда чем-то огорчен, страдает от жалости к себе, всегда считает, что с ним плохо обращаются и т.д. — у такого человека грязный ум в самом настоящем и практическом смысле. Духовная психология говорит, что у вас есть право НЕ быть в негативном состоянииОна не говорит, что у вас нет права быть в негативном состоянииЕсли вы подумаете над разницей этих двух установок, то вы увидите, что разница очень большая. Если вы способны чувствовать, что у вас есть право не быть в негативном состоянии, то это притянет силу в помощь вам.» (7)

«Можете ли вы видеть, что увеличение сознания путем самонаблюдения, привело бы к совершенно иной жизни? Вам нет нужды реагировать вашим типичным образом. Вам нет нужды чувствовать себя подавленным, отрицательным или вспыльчивым, как вы обычно делаете. Привычки принимать жизнь, как вы принимаете, происходят потому, что вы имеете приобретенный шаблонный механизм. Но вы можете изменить его, если вы начинаете наблюдать, как механически вы принимаете вещи. 

Духовная психология изучает машину - человека-машину, человека, который имеет иллюзию, что он не является машиной Быть отрицательным и ненавидеть легко; ненавидеть быть отрицательным - трудно.

Духовная психология изучает машину — человека-машину, человека, который имеет иллюзию, что он не является машиной». (5)

Остановка механической антипатии

«Человек не может развиваться за пределы определенного уровня, если он не останавливает отрицательных впечатлений о других. Отрицательные эмоции должны быть лишены пищи.

Вы должны останавливать антипатии. Это может быть сделано путем наблюдения, куда стремится упасть впечатление от человека, которого вы механически не любите, и неотождествления с этим. Да, впечатления входят и возбуждают свою типичную реакцию. Но если вы знаете что-либо о самонаблюдении, вы уже имеете промежуток времени в вас, паузу, перед тем, как впечатление может полностью добраться до вас и иметь свой полный механический эффект. Самонаблюдение открывает небольшое пространство, и время, между входящим впечатлением и его расположением в месте, которое обычно получает его и реагирует на него. Сознание начинает вмешиваться между впечатлением и реакцией. Сам человек начинает стоять между внешней жизнью, входящей как впечатления, и своим психологическим механизмом. Он вмешивается. Он тогда начинает понимать жизнь, то есть, впечатления, сознательно, поэтому он может остановить механическую антипатию. Это — магия. Это и есть то место, которое все должны создавать в своем внутреннем мире. Вы можете позволить входить и принимать некоторые из этих впечатлений и отбрасывать другие. Тогда вы воспринимаете впечатления сознательно. Это есть начало существования Сознательного Человека.

Следующим вопросом является то, что когда вы имеете эту паузу в вас, это кратковременное сознание в новом месте, вы можете начать любить то, что вам не нравится. Как было сказано, если вы можете останавливать механическую антипатию — обычный источник потери силы и отрицательности — путем схватывания впечатления об антипатичном человеке прежде, чем оно полностью займет машину, которую вы принимаете за самих себя — тогда работа над собой будет вести вас к возможности звучания следующей ноты в этой октаве, именно к возможности начать любить все то, что до сих пор вы так легко, так постоянно, так неоспоримо, так автоматически не любили.» (5)

Духовный наставник Шри Рамана Махарши рекомендовал своим ученикам для успокоения ума выполнять на первый взгляд очень простое упражнение. Для остановки внутреннего диалога спросите себя: «Кто я?». Если у вас в уме крутится какая-нибудь ненужная мысль, спросите у себя: «К кому пришла эта мысль?». Если вы неожиданно замечаете, что оказались в негативном состоянии, например чувствуете сильную жалость к себе, спросите у себя: «К кому пришла эта жалость?» Если чувствуете злость, спросите: «К кому пришла эта злость?».

Работе со своими мыслями и эмоциями учит также древнее и авторитетное произведение о йоге «Йога сутры Патанджали». Напомню, что слово йога означает единение человека со своей духовной природой. В «Йога сутрах» Патанджали отмечает:

« Это Объединение, или Йога, достигается через подчинение психической природы и обуздание активности читты, или ума.» (Йога сутры Патанджали. Книга І. Сутра 2.)

Психическая природа (кама-манас) продуцирует эмоции, а ум (читта) продуцирует мысли. Неконтролированные эмоции и неурегулированный ум преграждают доступ света Души. Когда низшая природа находится под контролем, она может проявить высшую.

Неотождествление с собственными мыслями и эмоциями требует длительной практической работы над собой. Работа над собой начинается с самонаблюдения, когда человек выделяет в себе Наблюдающего, который наблюдает, и то, за чем наблюдают.

«Иллюзия того, что Воспринимающий и воспринимаемое по сути одно и то же, является причиной (приносящих страдание следствий), которую необходимо устранить.» (Йога сутры Патанджали. Книга ІІ. Сутра 17.)

 

------     Часть III тут >>>  -----